Первый БИТ — 70 филиалов в 42 городах 5 стран 
Россия, Украина, Казахстан, ОАЭ и Канада
Многоканальный телефон:
+7 (495) 989-24-39
заказать звонок
- выберите регион -
проекты
Краткая история сканеров штрихкодов

По мере того, как магазины, развивались и расширяли ассортимент продукции, все большее значение для успеха предприятий этой отрасли приобретала возможность учета товаров на полках. До появления сканеров штрихкодов единственным способом точной инвентаризации товаров был пересчет каждой единицы товара вручную. Эта процедура была трудоемкой и большинство владельцев магазинов принимали ошибочные решения в отношении заказов, ведь неверные подсчеты, умноженные на субъективное впечатление не могли быть точными, к тому же, учет проводился редко – в среднем один раз в месяц.

Руководители понимали, что им приходится существовать на высококонкурентном рынке и что лояльность покупателей зависит от постоянного наличия нужных товаров. До появления сканеров штихкодов владельцы магазинов пытались даже применять перфокарты, разработанные еще в 19 веке по заказу Бюро переписи населения США. Идея состояла в том, что покупатели будут пробивать карты при выборе товаров, затем эти карты будут вставляться в считывающее устройство на кассовом терминале и сохраняться на случай повторного заказа этой продукции.

Однако потребительский рынок развивался в направлении обеспечения удобства для покупателя и экономии его времени, поэтому не создали даже пилотные проекты с использованием этого решения.

Впервые идея создания современных сканеров штрихкодов зародилась в 1948 году, когда аспирант Института Дрексела в Филадельфии случайно услышал разговор одного из сотрудников факультета и руководителя одного из магазинов продовольственной розничной сети.

Представитель магазина пытался убедить сотрудника факультета организовать в Институте разработку системы для быстрого и точного сбора данных о товарах на кассовом терминале. Аспирант, которого звали Берни Силвер ( Bernie Silver) узнал, что в разговоре участвовал преподаватель Института Норманн Джо Вудленд и в течение последующих 2 лет он проводил эксперименты с различными технологиями сбора данных, чтобы найти наиболее эффективную.

Вудленд изобрел первый штрихкод в основном с помощью азбуки Морзе – серии точек и тире, которая использовалась в телеграфной и радиосвязи. Вудленд записал номер продукта с помощью точек и тире и продолжил эти линии в вертикальном направлении, создав таким образом первый линейный штрихкод, ставший основой современной маркировки товаров. Для считывания штрихкода, Вудленд использовал звуковую систему DeForest для кинопроектора двадцатилетней давности, в которой использовался ламповый фотоэлемент для считывания звуковой дорожки с пленки. В киноиндустрии свет в этом случае преобразуется в звук. В модификации оборудования, предложенной Вудлендом и Сильвером, отраженный свет преобразовывался в цифровую информацию.

штрихкод бычий глазДля того, чтобы код можно было считывать в любом направлении, Вудленд преобразовал линии в окружность, которая выглядела как мишень для стрельбы. В настоящее время этот тип кода называется «Бычий глаз».

Уверенные в перспективности своих идей, Сильвер и Вудленд подали заявку на патент в конце 1949 года. Вудленд поступил на работу в IBM и построил прототип сканера штрихкодов у себя дома с использованием технологии того времени, включающей мощную лампу накаливания. Устройство было громоздким, как большой чемодан, но тем не менее продемонстрировало, что данная технология работает. Проблема состояла в том, чтобы превратить этот результат во что-либо полезное для сотрудников магазинов или покупателей.

Вудленд обратился к своему руководству в IBM с просьбой о помощи в разработке технологии, которые в ответ на это предложили купить патент на эту разработку, полученный в 1952, однако Вудленд и Силвер выставили цену, которая отражала реальный потенциал технологии. В начале 1960-х годов они продали патент компании Philco, которая впоследствии уступила его RCA.

В то же время в конце 1950-х и в 1960-е многочисленные инвесторы предлагали другие способы сбора данных о товарах. Следует отметить систему отслеживания железнодорожных вагонов, разработанную Дэвидом Коллинзом (David Collins) из корпорации Sylvania Corporation. В данной системе использовались серии цветных полосок, изготовленных из отражающих свет материалов, который представляли десятизначные цифры. Компьютер производства Sylvania преобразовывал и передавал эти данные операторам. Когда вагон въезжал не территорию депо, цветная этикетка отражала свет и световой датчик «декодировал» результаты.

Первые испытания этой системы были проведены в 1961 и она поступила в продажу в начале 1970-х годов, однако такой сканер штрихкодов был очень дорогостоящим и громоздким. Данная отрасль понесла убытки с появлением автомобилей, а во время рецессии 74-76 годов претерпела значительную реорганизацию, и система вышла из употребления, когда автомобильный грузовой транспорт вытеснил железнодорожные перевозки между штатами, став основным грузоперевозчиком в стране. Вовремя прочитав знаки судьбы, Коллинз ушел из Sylvania и основал Computer Identics.

Коллинз продолжил свои изыскания по технологии автоматической идентификации в сотрудничестве с Compunetics. Он переключился на черно-белый штрихкод и настоящей инновацией в его системе стало использование лазерного луча в качестве источника света. Источник лазерного излучения был более компактным, меньше нагревался и его можно было быстро перемещать по коду, после чего и возник современный термин «сканер штрихкодов» (так как лазерный луч в секунду совершает несколько движений по поверхности кода) и возникает так называемая "лазерная линия" (оптическая иллюзия, возникающая при лазерном сканировании штрихкода).

В конце 1960-х годов Computer Identics установила две таких системы – одну на заводе General Motors, а другую – на оптовой базе General Trading Company в Нью-Джерси. В штрихкоде содержалось только 2 цифры, однако этого было достаточно для того, чтобы собирать нужную информацию.

С развитием научно-технического прогресса в конце шестидесятых - начале семидесятых годов транзисторы и лазерные устройства становились мене дорогостоящими, а компьютерные процессоры более компактными.

Выше говорилось о патенте на технологию Силвера_Вудленда, который приобрела компания RCA. После посещения отраслевой конференции в 1966 году руководители этой компании пришли к убеждению, что использование сканеров штрихкодов на кассовых терминалах является новым рынком, сулящим немалые прибыли. Они продолжили разработку штрихкода «Бычий глаз» и установили и начали использовать сканер в магазине Cincinnati Kroger в 1972 году. Несмотря на то, что система продемонстрировала высокую окупаемость, ее эффективность была ограничена сложностями с печатью и сканированием штрихкодов типа «бычий глаз».

Что касается торговли пищевыми продуктами, консорциум сетей магазинов продовольственных товаров поставил перед компанией Logicon, Inc задачу по разработке рекомендаций в отношении применения штрихкодовых систем и символик в данной отрасли. К 1969 году был создан Специальный Комитет по разработке универсального кода пищевых продуктов, возглавляемый президентом H.J. Heinz Company, в состав которого вошли представители General Foods, Kroger, A & P, Proctor & Gamble и пр. Специальный Комитет разработал рекомендации с учетом предложений от конкурирующих технологических компаний, занимающихся разработкой данной технологии. Среди этих компаний были представлены RCA, IBM, Singer, Litton и Pitney-Bowes.

В этой конкурентной борьбе в 1973 победило предложение от компании IBM по использованию штрихкода, разработанного Джорджем Лорером (George Laurer). Данный код был (и есть) разделен на две половины, каждая из которых содержала 6 цифр. Первой цифрой всегда является ноль, следующие 5 цифр представляют производителя продукции, цифры с 7 по 11 являются номером продукта, или единицей складского учета (SKU), а последняя цифра представляет собой контрольный символ, необходимый для подтверждения правильного считывания кода. Код можно сканировать в любом направлении и отсутствуют сложности с печатью, которыми отличался штрихкод «Бычий глаз».

Вертикальное расположение кода позволяет избежать излишнего скопления чернил в его нижней части, что обеспечивает прекрасное считывание сканером штрих кодов верхней части кода. Джо Вудленд, владелец патента, полученного более 20 лет назад, сыграл важную роль в этом процессе, сотрудничая с командой IBM в разработке технологии, благодаря которой компания выиграла тендер. В 1992 году президент Джордж Буш вручил ему Национальную медаль за заслуги в области технологий (National Medal of Technology).

26 июня 1974 года упаковка жевательной резинки Wrigley' стала первым продуктом, зарегистрированным в продовольственном магазине с помощью штрихкодовой системы с использованием современного универсального кода продукта (UPC). Позднее в том же году Совет по единому коду продовольственных товаров ( he Uniform Grocery Product Code Council) был преобразован в Совет по единому коду (UPCC (Uniform Product Code)), который занимается регулированием и выпуском универсальным кодов продуктов.

В то же время компании искали пути использования штрихкодов в промышленном производстве и других областях. В 1971 году Plessey Company разработала сканер штрихкодов и систему отслеживания для учета книг в библиотеках. Monarch Marking Systems создала штрихкод Codabar, который может использоваться при отслеживании проб крови при проведении медицинских анализов и при отслеживании книг в библиотеках. Компания Intermec разработала Code 3 of 9, который может хранить буквенно-цифровую информацию. До этого все прочие коды могли представлять лишь цифровые данные.

В 1970-е годы сканеры штрихкодов стали более доступными и удобными в использовании, так их цена продолжала снижаться, а микропроцессоры и лазерные устройства становились все более компактными. Многие компании разработали собственное оборудование для сканирования штрихкодов и штрихкодовую символику и не существовало общепризнанных стандартов в отношении использования штрихкодов в других отраслях помимо торговли продовольственными товарами. Было очевидно, что система универсальных кодов продуктов (UPC) могла использоваться для сокращения трудоемкости операций и повышения точности данных в массовом масштабе в том случае, если бы были разработаны стандарты в отношении штрихкодов. В то же десятилетие MilSpec’s при Министерстве обороны и Американский национальный институт стандартов (ANSI) разработали стандарты, унифицировавшие соглашение кода для штрихкодов Code 3 of 9, I2of5 и Codabar.

Так как окупаемость систем сканирования штрихкодов была довольно высока, родилась и новая индустрия стандартизации штрихкодов. Это стало одним из наиболее значимых событий в истории развития логистики. С появление штрихкодов и сканеров для их считывания были практически устранены ошибки при введении данных. Хранение и учет собранной информации с использованием компьютерных баз данных произвели революцию в подходе к сбору и передаче информации.

Мы прошли большой путь со времен проведения учета продукции вручную, когда кассиру нередко приходилось уточнять цену, указанную на ценнике, а решения о заказе продукции принимались интуитивно на основании неточных данных.

 

 


Возврат к списку

Задать вопрос
 
Как к Вам обращаться?
Ваш вопрос
Телефон
E-mail
 

Все поля обязательны для заполнения.


Разработка «Студия БИТ»
г. Москва, м. Нагатинская, Варшавское шоссе, д. 42, карта проезда.
Режим работы: понедельник-пятница с 9-00 до 19-00, суббота с 10-00 до 16-00
Информация о технических характеристиках и розничных ценах носит справочный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 ч.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации.